собственно, наткнулся на эту статью и решил выложить. Изночально речь шла о великом Ravenloft'е, но у нас тут мир схожий по атмосфере. Также не стоит забывать про присутствие магии, на которую сброшена роль науки и медицины, но основа остается того же средневековья, с его проблемами. Выложил для улучшения восприятия некоторых моментов для рпг отыгрыша и вникания в роль.
Материал взят из "Крылья Ворона" выпуск № 1
автор статьи Виктор «Grimuare» Лазарев. 2010
Жизнь средневековых НПС
Все чаще снимают кино и пишут книги о средних веках: о бесстрашных рыцарях
круглого стола (шкуры и дубинки, 6 век) ряженных в полный латный доспех 18 века, о
прекрасные принцессах в платьях с огромными шлейфами, богатых пирах, высоких и
величественных замках и счастливых своей жизнью крестьян. Да и на ниве
литературы участились графоманские произведения в стиле «наши – там» (вернее
сказать «наши - тогда»), которые опять же написаны как сказки о веках благодати…
потому решил написать данную статью, считайте меня злодеем, что губит
романтичные мечты своим прагматизмом, но мне хочется понять - неужели психически нормальные герои
книг/кино/игр захотят переместиться из нашего уютного, елейного и монотонного 20 века, в столь
замечательные средние века…
В первую очередь эта тема о почти (!) реальных средних веках, в играх ее можно использовать
пожалуй лишь в Равенлофте и Миднайте, т.е в мирах победившего зла. Как правило ФР, Эбберон
и прочие фентези сеттинги предполагают что «не все так плохо», и тонут в сладкой патоке тех
самых рыцарей, принцесс и замков.
Социальная жизнь:
Для начала никаких удобств, вообще. Вода в колодце, еда в лесу/поле/рынке, туалет на улице, рабочий день
от восхода до заката, праздники редки, животные в доме с людьми (так поныне живут в Индии). Зимы
холодные, дров мало, запасы кончаются. Слово «болезнь» синоним слова «смерть» - грипп считался
пандемией. Гигиена плохо развита - отсюда вши, болезни и болезни переносимые вшами. Церковь «отлично»
боролась с дьяволом, я сейчас не об инквизиции и ведьмах (истории о которой так сильно преувеличены, так
что уже не отличить правду от вымысла), я об убийствах кошек. Кошек убивали нещадно и сотнями, по
официальной теории это мера по уничтожению демонических зверей, какие мотивы преследовали
церковники на самом деле не известно. Мб хотели избавиться бродячих кошек переносящих болезни? А мб
они на самом деле были такими недальновидными идиотами. Так или иначе, кошки были истреблены почти
полностью, крысы лишившись естественного врага, расплодились с ужасной скоростью и темпом, и
разносили чуму и прочие болезни, жрали посевы и пищевые запасы. Чума, холера, тиф…
Горячая вода была роскошью, это сейчас повернул кран и радуйся. А тогда сперва надо натаскать 20-30
литров воды, вылить в достаточно вместительное корыто, разогреть ее, подождать пока вода станет не
кипящей, а теплой и только потом закисать в ванной. Химических средств для борьбы с насекомыми так-же
не существовало, раз в год всю армию брили наголо что помогало ненадолго справится с насекомыми.
Никаких лекарств опять же, лечили молитвами, травами и чудо-порошками (да, самовнушение в те времена
было панацеей), операции проходили либо под непрекращающиеся крики и вопли, либо под мычанье под
кляпов. Однако «звери-доктора» все же стали через пару веков гуманнее, появилось даже обезболивание
перед операцией. Заключалось оно в ударе увесистой киянки в темя, если удар был хорошо поставлен, то
операция уже не требовалась и тело отправлялось на погребение. Основная причина смерти – заражение
крови, действенные средства от которого были разработаны во времена «первой мировой войны».
К началу 13 века медицина отошла от церкви, и целительная сила молитвы была поставлена под вопрос.
Именно с этого времени начинается прогрессирование способов лечения. К 16 веку были разработаны
методы принятия родов, лечения огнестрельных ран, производство протезов и ампутация конченостей
которая не приводила к смерти от болевого шока и кровотечения.
Старели люди рано, 30 лет уже старик, 40 долгожитель, 50 ходячий труп, 60… миф. Женщинам приходилось
особенно тяжело, как правило рубеж в 40 лет они или не переживали. Иногда достигали сорокалетия в виде
древних старух. Ключевое слово – иногда.
Годы над землей, не разгибаясь – переломы, травмы и боли в костях. Травма препятствующая работе –
верная смерь от голода, лишний рот никому не нужен. Зубы выпадали рано, отсюда проблемы с кишечником,
отсюда язвы и внутренние кровотечения. Рождаемость хотя и высокая, смертность среди рожениц и
новорожденных не менее высокая, население росло, но лишь из-за того что в семьях было по 5-10 детей.
Смертность среди детей высочайшая, так что нарожать побольше – единственная возможность продлить свой
род. Жены были 12-15 лет, мужья парой лет старше. Об опасностях и вреде для организма ранней
беременности думаю можно не упоминать.
Знать предпочитала не гнуться к земле самостоятельно, а брать оброки с народа. Их более менее легкая
жизнь, позволяла жить лет на 15-20 дольше.
Знать часто была невменяема, и устраивала казни пусть и редко, но метко. Человек убивший лань в
королевском лесу, как правило, умирал вслед за ланью. Отношение к черни как… как к черни, было нормой.
Крестьян меняли, продавали, разлучали семьи. Один дворянин, попав в метель убил своего слугу, чтобы в
греться от его крови и внутренностей, пока они сохраняли тепло. Подобных историй полно. Никакого
свободы, равенства и братства не было и в помине, рабское повиновение и полная беззащитность вбивалась
в народ веками.
Основой дознания был опрос свидетелей. Спорные вопросы решались с помощью системы ордалий
(«божьего суда»), когда человек как бы отдавался на волю бога. Это достигалось путем проведения поединка,
по принципу "кто победил, тот и прав". Драться должны были или сами обвинитель и подозреваемый, или их
представители (родственники, нанятые и т.д.)
Другой формой ордалий были физические испытания, например, взять в руку раскаленный метал или
опустить руку в кипяток. Позднее по количеству и степени ожогов судья определял волю бога.
Понятно, что такой суд был не слишком справедлив.
В Ravenloft: Strahd's Possession на дороге часто встречаются столбы-страппады с вывернутыми
скелетами, и надписью «Если вы ходите по МОЕЙ земле – вы будете соблюдать МОИ законы! И
вот что будет с теми, кто не согласен!»
Единственные исключения – крупные города (коммуны), которые либо выкупали свои земли у наместников,
либо силой изгоняли их. Крупными городами в те времена считались поселения в 50-70 тысяч душ. Таковыми
были например Париж и Лондон. Путники либо были полезны в плане новостей, либо плане нужных знаний.
Странствовали в те времена лишь люди науки (врачи, травники), искусства («колдуны», барды) или сироты
которым некуда было податься, а дома не ждут. В одних областях не пустить путника на ночь – значило
создать себе дурную репутацию у односельчан. В других пустить чужого в свой дом, неслыханное событие.
В РЛ впустить незнакомца в дом, верный способ недожить до утра.
Леса:
Пропасть, с концами уйдя по дрова – было вполне обычным делом. Зверья полно, из них большая часть
хищники, (а в условиях фентези – еще и монстры). Это не означает, что едва крестьянин свернет с тропинки, то
его сражу же медведь заломает или мантикора сожрет. Это была бы слишком сказочная перспектива даже в
фентези. Но ночью к лесу лучше не подходить. В лесах водились кроме всего прочего твари позлее и поумнее,
а именно разнокалиберные разбойники, большая часть из разорившейся элиты, каторжников, рабов,
сбежавших преступников и просто крестьян что решили заработать звонкую монету, а не ползать круглыми
днями в черноземе. Степень опасности данных субъектов различалась лишь их отмороженностью.
Деревеньки к счастью обносились частоколом, и высокими заборами. Что уменьшало степень опасности.
Впрочем, опасность была не только снаружи, но и изнутри. Собаки и свиньи часто кушали людей (особенно
детей), свинка кажется безобидной лишь на вид, в челюсти у нее массивные и острые, а аппетит «волчий».
Волки кстати до массового производства арбалетов были настоящей бедой и трагедией, но почти полностью
истребить их удалось лишь с появлением дешевого огнестрельного оружия. Конечно волк животное тупое и
действующее инстинктами, на человека который выше его в два раза он не броситься даже голодный (если
кончено не провоцировать), да вот только волки твари стайные. Как правило, меньше 5-10 особей в группе не
перемещается. Но что там волки, даже царапина от когтей белки, мыши, лисы, крысы или хорька это почти
верное заражение крови, с последующей ампутацией или гибелью. Сепсис, столбняк и бешенство шли в
комплект.
Наука:
В бездне. Сперва церковники стогнатируют развитие, потом луддиты гробят то, что по идее должно облегчать
человеческий труд (их правда быстро успокоили). Мануфактуры в раннем средневековье – нонсенс. Все что
развивается – это оружие, потому что война это выгодно. Новая война, новая гонка вооружений. Арбалет
некогда называли «оружием судного дня», по идее эта смертоносная конструкция должна была положить
конец всем войнам, ни один доспех не выдерживал стрелу. Но появились латы потолще и арбалеты перешли
на болты, появилась броня еще потолще, началась разработка огнестрела. Мир развивался лишь на Востоке и
на Руси. Европа была выгребной ямой во всех смыслах этого слова. Наука стала возрождаться лишь при
ренессансе и позднем средневековье…
Войны:
Просто полистайте учебник истории. Десятилетие без войн редкость, некоторые войны длились
десятилетиями, а одна так и вовсе была «столетней». Как именно нужда в деньгах заставляла давить
налогами простых крестьян, можно даже не упоминать. Как правило, борьба одного дворянина с другим
приводило к тому, что большая часть населения утягивала пояса, а меньшая и вовсе умирала с голоду. У войск
была дурная привычка убивать население и сжигать деревни «врагов», а порой и свои собственные. Путникам
запрещалось носить оружие, честным людям оно ни к чему, а с нечестными разговор короткий.
В общем, жизнь не-героя в средневековье была короткая и скучная.
Жизнь героя просто короткая.
Времена ренессанса и позднего средневековья были намного уютнее и проще, но и в них было далековато
до всеобщего счастья.